Среднее время прочтения — 7 мин.

Эссе римского философа Сенеки «О блаженной жизни» полно уроков, которые так же актуальны сегодня, как и две тысячи лет назад. 

Читает Глеб Рандалайнен
Подкаст на YouTube, Apple, Spotify и других сервисах

«Все, брат Галлион, желают жить счастливо, — писал римский философ и государственный деятель Луций Анней Сенека своему брату в 58 году н.э., — но никто не знает верного способа, как сделать жизнь счастливой» (здесь и далее: перевод цитат из эссе «О блаженной жизни» даны по изданию Луций Анней Сенека. Философские трактаты (Алетейя, СПб, 2001, 2-е издание), перевод с латинского Т.Ю. Бородай). Сенека наверняка думал так и о себе. Он был экспертом по счастью, который всю свою жизнь писал об античном понятии эвдемонии, что в примерном переводе означает «жизнь в гармонии с природой» или, говоря современным языком, «внутреннее спокойствие». Тем не менее его собственная, весьма насыщенная жизнь вовсе не была умиротворенной. 

На протяжении долгих лет Сенека испытывал серьезные проблемы со здоровьем, а при императоре Клавдии был изгнан из Рима. Затем он вновь становится учителем и позже даже наставником императора Нерона, который поначалу любил его, а позже обвинил (вероятно, ложно) в заговоре — и таким образом заставил философа лишить себя жизни. Создатель веб-сайта Daily Stoic Райан Холидэй отметил в письме ко мне: «Уже то, что Сенека поднимался по утрам с кровати, было, безо всяких шуток, проявлением настоящей человеческой выносливости». 

Судьба Сенеки, без сомнений, более мучительна, чем ваши повседневные трудности. Наверняка теперь ваш начальник уже не кажется таким монстром (в сравнении с Нероном!). Вы хотите жить в счастье и здравии, но запутанные обстоятельства безжалостно сковывают и отвлекают от мыслей и действий, которые помогают обрести радость и вспомнить, в чем все-таки заключается смысл вашей жизни. 

Сенека написал эссе «О блаженной жизни» в те тяжелые последние годы при Нероне — как совет брату, но несомненно в первую очередь самому себе — о том, как оставаться невозмутимым посреди личного хаоса. Каждый абзац сочинения — это алмаз, хотя прочитать трактат стоит целиком. Но, к счастью для нас, философ также составил список из 11 наиболее важных уроков, которым, как он считал,  должен следовать каждый, кто хочет достичь гармонии. Они всё так же актуальны сегодня, как и два тысячелетия назад. 

Урок 1: Я изме­нюсь в лице, увидав смерть, не боль­ше, чем услы­хав о ней. 

Сенека не предлагает смеяться на похоронах или плакать во время комедий, как и не считает грусть и смех чем-то плохим. Мыслитель всего лишь призывает управлять своими эмоциями, чтобы они не управляли вами. И это прекрасный совет: в 2020 году французские исследователи изучили отношения между спокойным состоянием разума и разнообразными оттенками чувств и поведения. Ученые обнаружили, что самообладание снижает такие негативные состояния, как накручивание, катастрофизацию и невротизм. 

Урок 2: Я застав­лю свое шат­кое тело под­чи­нять­ся духу, сколь­ких бы трудов и стра­да­ний это ни сто­и­ло.

Один из наиболее важных выводов современных исследований гласит: поддержание физического и интеллектуального здоровья необходимо для счастливой жизни. Пожилые люди, которые счастливы и хорошо себя чувствуют, имеют две жизненные привычки — постоянное обучение и физические упражнения. Простое правило: читайте и гуляйте каждый день — эти два занятия актуальны сегодня не меньше, чем во времена Сенеки. А если хотите достичь большей продуктивности, слушайте аудиокниги прямо во время прогулки! 

Урок 3: Я ста­ну пре­зи­рать богат­ство, кото­рое у меня есть, и не поже­лаю того, кото­ро­го у меня нет; не огор­чусь, если оно будет лежать в дру­гом доме, не обра­ду­юсь, если забле­щет вокруг меня. Я не ста­ну пере­жи­вать из-за капри­зов фор­ту­ны, при­хо­дит ли она ко мне или ухо­дит.

Этот урок намного глубже, чем прописная истина «не в деньгах счастье». Сенека утверждает, что привязанность к богатствам приносит несчастье, и исследования явно подтверждают такую точку зрения. Например, в 2017 году в  журнале «Личность и индивидуальные различия» вышла публикация, в которой приводились данные, что материализм ухудшает самочувствие и приводит к депрессии. 

Урок 4: Я ста­ну смот­реть на все зем­ли, как на мои соб­ст­вен­ные, и на мои, как на при­над­ле­жа­щие всем.  

Этот урок продолжает идею предыдущего: несчастье появляется не только когда вы гонитесь за вещами, но и когда слишком крепко держитесь за них. Такая же мысль присутствует во многих религиозных и философских традициях. Например, она имеет сходство с католическим понятием «солидарности»: согласно этой идее, все мы — братья и сестры, поэтому, к примеру, моя собственность — это, в сущности, ресурс для общего блага. 

Урок 5: Я ста­ну жить так, буд­то знаю, что рож­ден для дру­гих, и воз­бла­го­да­рю при­ро­ду вещей за это: ибо каким спо­со­бом она мог­ла бы луч­ше поза­бо­тить­ся о моих инте­ре­сах? Одно­го меня она даро­ва­ла всем, а всех — мне одно­му.

Другими словами, милосердие — подарок дающему. Служение другим — один из самых простых способов стать счастливее. Множество исследований подтвердили, что благотворительность и волонтерство, трата денег на других или более значимые действия, как донорство крови и органов, усиливают ощущение благополучия. 

Урок 6: Име­ние свое я не ста­ну ни сте­речь с чрез­мер­ной ска­ред­но­стью, ни мотать напра­во и нале­во. 

Этот урок  — вариация старой поговорки «Всё хорошо в меру». Но не только потому, что умеренность морально правильна. Сенека считает, что она приводит к внутреннему спокойствию. И снова научное исследование готово подтвердить  заявление философа. Убедиться в этом очень легко на примерах с едой и алкоголем, однако и благие дела требуют умеренности, например,  чтобы труд не превратился в трудоголизм. 

Урок 7: Я ста­ну счи­тать, что пол­нее все­го обла­даю тем, что с умом пода­рил дру­го­му. Я не ста­ну отме­ри­вать свои бла­го­де­я­ния ни поштуч­но, ни на вес, меряя их лишь сте­пе­нью мое­го ува­же­ния к полу­ча­те­лю. 

Идея заключается в следующем: настоящая ценность моих действий не в том, чего они стоят мне, а в том, насколько они помогают другим людям. Например, настоящая ценность вашей работы не в зарплате, а скорее в том, как она помогает другим. Конечно, альтруизм не оплатит счета, но если искренне прислушаться к этому уроку, он может изменить ваши приоритеты и даже привести к лучшей работе. 

Урок 8: Я не ста­ну делать ниче­го ради мне­ния окру­жаю­щих, но лишь ради соб­ст­вен­ной сове­сти; о чем знаю я один, я ста­ну делать так, буд­то на меня смот­рит тол­па наро­да.

Этот урок можно разделить на два: первый — не сравнивать себя с другими; второй — наедине с собой вести себя так же, как на публике. Первый урок — основа литературы по психологии, он же во многом объясняет, почему социальные сети, в которых мы сравниваем себя с друзьями и незнакомыми людьми, плохо сказываются на самочувствии. Второй урок утверждает, что честность и последовательность приводят к счастью, а лицемерие — к несчастью. Ученые доказали, что «ханжеское самоощущение» вредит потребности человека видеть в себе самом искренность, последовательность и сбалансированность. 

Урок 9: При­ят­ный дру­зьям, крот­кий и обхо­ди­тель­ный с вра­га­ми, я все­гда буду идти навстре­чу людям, не застав­ляя себя упра­ши­вать, и все­гда испол­ню чест­ную прось­бу.

Это древнее знание — в Библии оно выражено заповедью «Любите врагов ваших» — лежит в основе многих философий, которые стремятся разрушить установку на проявление ненависти к противникам. «Любовь несет в себе искупительную силу. И в ней есть сила, которая в конечном итоге преобразит людей», — сказал Мартин Лютер Кинг-младший в проповеди в 1957 году. В своих собственных исследованиях я показал, что любовь к различиям не только практична, но и является источником огромной радости.

Урок 10: Я буду знать, что моя отчиз­на — мир, мои покро­ви­те­ли — боги, сто­я­щие надо мной и вокруг меня, оце­ни­ваю­щие дела мои и речи.

Этот совет поднимает восьмой урок на следующий уровень: я должен вести себя не просто так, как будто за мной наблюдают другие — я должен вести себя так, как будто за мной наблюдает Бог. В одном эксперименте верующих и неверующих людей попросили подумать о Боге или связанных с ним понятиях. После этого участникам предложили  добровольно отдать деньги незнакомому человеку или оставить их себе. В результате уровень щедрости был в два раза выше, чем в аналогичном эксперименте, где в начале не требовалось подумать о религиозных понятиях. Почти такой же эффект производит и использование светских моральных понятий, таких, как «гражданин» и «суд присяжных». И помните, что мы узнали из пятого урока: такая щедрость принесет пользу не только людям, которым вы что-то отдаете, но и вам.

Урок 11: В любой миг, когда при­ро­да потре­бу­ет вер­нуть ей мое дыха­ние или мой соб­ст­вен­ный разум отпу­стит его к ней, я уйду, под­твер­див под при­ся­гой, что всю жизнь любил чистую совесть и достой­ные заня­тия, что нико­гда ни в чем не уще­мил ничьей сво­бо­ды, и менее все­го сво­ей соб­ст­вен­ной.

Этот урок учит нас, что когда мы думаем о благе других, мы можем спокойно принять мысли о  собственной смерти. И действительно, проведенное в 2014 году исследование умирающих раковых больных показало, что умиротворение и безмятежность сохраняли те пациенты, которые думали прежде всего о других людях. Они видели в своей болезни возможность дать что-то другим, будь то поддержка друзей, передача своего жизненного опыта внукам или участие в клинических испытаниях, чтобы помочь будущим пациентам. Согласно сохранившимся свидетельствам,  сам Сенека, хотя вопреки своему желанию и вынужден был покончить с собой, сделал это спокойно и умирал невозмутимо, рассуждая о мужестве, которое требуется как при жизни, так и перед смертью. На знаменитой картине Рубенса «Смерть Сенеки» философ умирает стоя, что является символом римского идеала «виртус», который символизирует доблесть, храбрость и характер.

Как бы мудро они ни звучали, уроки Сенеки могут оказаться трудновыполнимыми. Они противоречат многим нашим природным инстинктам: вести себя эгоистично, сравнивать себя с другими, приобретать как можно больше, оставаться в живых любой ценой.

Сенека прекрасно понимал это противоречие и, наряду со своими правилами, предложил сокровенную формулу, которая позволяет получить от них пользу, даже если воплотить их в совершенстве невозможно — нужно пытаться. «Это бла­го­род­ное дело: пред­при­ни­мать попыт­ки, сооб­ра­зу­ясь не с соб­ст­вен­ны­ми сила­ми, а с воз­мож­но­стя­ми сво­ей при­ро­ды, — писал он, — устрем­лять­ся ввысь и вына­ши­вать в душе пла­ны столь гран­ди­оз­ные, что их не под силу осу­ще­ст­вить даже тем, кто укра­шен вели­чай­ши­ми духов­ны­ми даро­ва­ни­я­ми». Эти цели — не тщетное упражнение, они  скорее направлены на усилие и прогресс. Единственный способ достичь истинного душевного спокойствия — это понемногу пытаться каждый день.

По материалам The Atlantic
Автор: Артур К. Брукс — один из авторов The Atlantic, профессор практики государственного лидерства Уильяма Генри Блумберга в Гарвардской школе Кеннеди и профессор практики менеджмента в Гарвардской школе бизнеса
Иллюстрация: Jan Buchczik

Переводила: Эвелина Пак
Редактировал: Фёдор Каузов