Старый потрепанный клочок бумаги затерялся в библиотеке Загребской академии изящных искусств. Он торчал из книги как закладка, чем привлек внимание студентки-искусствоведа, известной под именем ОКО. Девушка внимательно изучила оказавшуюся не на своем месте страницу. Текст на кириллице сопровождался рисунками рук, украшенных изогнутыми линиями и простыми орнаментами. Сияющее солнце, кресты с раздвоенными наконечниками и полумесяцы, увешанные ветвями, обвивали запястья, кисти и пальцы. ОКО никогда прежде не видела ничего подобного, но вскоре ей предстояло узнать, что это — ее наследие. «Я не знала об этой традиции, — говорит она спустя несколько лет. — И никто не знал, как она зародилась».
Тысячелетиями женщины, жившие на территориях нынешних Хорватии и Боснии и Герцеговины, занимались боцаньем — дословно «укалыванием». Таким методом они делали татуировки своим дочерям. С помощью игл и смеси сажи, слюны, меда и грудного молока они украшали руки, грудь и иногда лоб традиционными символическими узорами. В 1920-х годах антрополог Эдит Дарем писала, что традиция тату-росписи переходила от одного поколения женщин к другому на протяжении 4000 лет, но в середине 20 века постепенно сошла на нет. Сейчас новое поколение балканских женщин (и мужчин) возрождает традицию, внося таким образом свою лепту в признание и уважение наследия предков.
До сих пор точно неизвестно, когда и зачем племена бронзового века в данном регионе стали набивать себе татуировки, но причиной тому, вероятно, были религия или социальный статус. «К сожалению, у нас нет первоисточников, способных объяснить происхождение традиции. Всё что мы имеем — это записи греков о противостоящих им племенах», — пишет Мария Маракич, соавтор проекта «Боцанье», содержащего устные и визуальные материалы по истории традиции. Маракич родилась в Боснии, ребенком эмигрировала в США и изучала историю искусств в Кливлендском университете штата Огайо. Именно там теперь и хранятся материалы по данному проекту.
Древние греки записывали сведения о жителях Балкан, изображали их с татуировками на вазах и других предметах искусства, а благодаря раскопкам древних захоронений в регионе были обнаружены бронзовые тату-иглы возрастом 3000 лет. Некоторые из древних орнаментов встречались повсеместно, например, круг (или kolo в сербском языке), символизирующий семью и единство. Также назывался народный танец-хоровод, который до сих пор исполняют на свадьбах и семейных праздниках. Другие татуировки, например, определенные комбинации орнаментов, были призваны выделять представителей определенных деревень или племен.
Боцанье символизировало идентичность, но также на протяжении веков было средством защиты, благословения и украшения. Когда в 9 веке на Балканы пришло христианство, языческая традиция боцанья видоизменилась, чтобы соответствовать католицизму. Например, криц — символ четырех сторон света — превратился в христианский крест. И хотя традиционно женщины помечали татуировками своих дочерей-подростков в качестве обряда посвящения в день весеннего равноденствия, с приходом христианства они стали делать это в День святого Иосифа, почти совпадавшего по дате с языческим праздником.
В 15 веке боцанье снова претерпело изменения, в этот раз в знак сопротивления. В годы правления Османской империи, балканские семьи, исповедовавшие христианство, облагались девширме, «кровавой данью». Мальчиков в возрасте восьми лет забирали в Стамбул, чтобы воспитать из них верных слуг султана, ограничивая тем самым власть турецкой элиты. Люди, набранные посредством девширме часто были хорошо образованы и служили в качестве высокопоставленных военных и чиновников, но всё же они находились далеко от дома.
В этот период на Балканах матери в католических семьях стали татуировать не только дочерей, но и сыновей, помечая их на видном месте символами защиты и причастности к роду. И если бы жертва девширме вернулась в деревню уже взрослой, то ее бы узнали по татуировке даже спустя много лет.
После падения Османской империи боцанье оставалось символом красоты, религиозной и племенной принадлежности. В большинстве своем тату носили женщины, но иногда их можно было заметить и на мужчинах. Однако в середине 20 века в тогда уже Социалистической Федеративной Республике Югославия традиция боцанья начала сходить на нет. Маракич утверждает, что старые традиции потеряли значимость в результате урбанизации, модернизации и других процессов. Женщины стали прятать свои татуировки, дочери отказывались их наносить. К 1960-м годам боцанье уже существовало только в виде выцветающих рисунков на руках пожилых женщин.
В 21 веке новое поколение историков и художников возрождает традицию. Маракич замечает растущее глобальное принятие татуировок и интерес к ним и считает это ключевым фактором в возрождении боцанья. Популяризация почти утраченного искусства — это также способ уважать свое наследие и идентичность в постъюгославском мире.
Благодаря случайной находке в университетской библиотеке ОКО, ныне известная художница-аутсайдер (художники-аутсайдеры — это люди, творящие для себя или своего ближайшего окружения, и, как правило, не осознающие себя художниками до тех пор, пока эксперты не убедят их, что создаваемые ими произведения относятся к искусству — прим. Newочём), и сама нанесла на кисти рук традиционные татуировки, которые стали ее отличительным знаком. Она также смогла внедрить боцанье в уличное искусство Загреба. «Я рисовала по всему городу большие граффити, увеличенные копии моих татуировок, — рассказывает художница. — Так я сделала весь город своим. Это мой дом, у нас с ним общие отметины».
Боснийский татуировщик Лука Томич, вдохновленный своими католическими и языческими корнями, использует боцанье в иммерсивных арт-шоу. «Я хочу чтить свое наследие», — заявляет Томич. По ходу шоу гостей угощают ракией, традиционным бренди и боснийским кофе. Сама выставка проходит в пространстве, созданном Томичем по подобию гостиной его бабушки. В соседней комнате, которую сам Томич называет «ритуальной», он ежедневно делает татуировки с оригинальным дизайном по традиционным мотивам всем желающим, тем самым оживляя искусство.
Маракич на исследование вдохновила семья. «Я выросла среди пожилых женщин с татуировками на руках, которые говорили, что их наносили всегда», — вспоминает она. Поэтому Маракич и удивилась, когда почти не нашла письменных упоминаний об этой традиции. Она вернулась на родину, чтобы найти последних оставшихся женщин с традиционно нанесенным боцаньем. Ради этого она вместе с соавтором Джосипой Карача посетила самые удаленные регионы Боснии. Маракич надеется, что ее труд не только сохранит память о боцанье, но и вдохновит на изучение его истории.
«Такие люди, как я, которые росли среди сплошь татуированных старушек, не видят в боцанье ничего необычного, но для других это что-то новое, — говорит Маракич. — Познакомиться с каждой из участниц нашего исследования было огромной честью. Надеюсь, люди также оценят возможность познакомиться с ними и узнать их традиции».
По материалам Atlas Obscura
Автор: Фрея Уэст
Переводила: Апполинария Белкина
Редактировала: Елизавета Яковлева