Как возникает и меняется восприятие смешного с течением времени?
Вступление: я потерял чувство юмора?
В одиннадцать лет я обожал «Очень страшное кино 3». Если кто не в курсе, это эксцентричная комедия, пародирующая популярные фильмы ужасов 2000-х годов, вроде«Знаков» или «Звонка».
Этот фильм стал третьей частью очень популярной среди пародий франшизы «Очень страшное кино». К этому же поджанру относятся такие картины, как «Знакомство со спартанцами», «Нереальный блокбастер», «Очень эпическое кино» и целая вереница низкопробных, дешевых проектов, состоящих из дурацких гэгов. 2000-е были десятилетием расцвета пародийных фильмов: «Очень страшное кино 3» собрало более $220 млн в прокате, несмотря на то, что его рейтинг на Rotten Tomatoes составил 35%.
Я впервые столкнулся с этим головокружительным аттракционом пародий, когда был без году подростком. Тогда я не особенно задумывался о художественной ценности и кинематографическом мастерстве — мне просто нравилось «Очень страшное кино 3». Я пересматривал его каждый месяц, устраивал показы для друзей и даже сделал центром празднования дня рождения.
Пару месяцев назад я попробовал посмотреть этот фильм еще раз, и, о боже, как же он устарел. Спустя 30 минут от начала я пришел к неутешительному выводу: мне совсем не весело. Как когда-то столь близкое моему сердцу кино могло теперь казаться таким чуждым? Неужели я утратил свое чувство юмора, или оно просто изменилось с возрастом? Нормально ли это?
К счастью, множество научных исследований посвящено взаимосвязи юмора, взросления и культурных норм. Итак, сегодня мы рассмотрим, как формируется и меняется наше чувство юмора, а также физиологические факторы, которые влияют на восприятие комедии.
Как чувство юмора меняется со временем?
Мы рождаемся лишенными юмора маленькими машинами по производству фекалий. Мы не можем издавать смешные звуки, шутить или играть словами — мы просто едим, спим, какаем, плачем и снова какаем. И тут, прямо посреди этого натиска испражнений, зарождается чувство юмора.
Опросник раннего чувства юмора (The Early Humor Survey, EHS) — это стандартизированная анкета для оценки восприятия детьми юмора в первые четыре года жизни. Собранные (у родителей) с его помощью данные показывают, что чувство юмора начинает проявляться в младенчестве, как правило, около четырех месяцев. В этот период дети уже реагируют на простые раздражители смехом и подают первые признаки шуток.
Еще более интересно то, что развитие чувства юмора зависит от его направленности. Умение распознать и оценить бессмыслицу, каламбуры и уловки возникает с разной скоростью.
Когда подростковый возраст заканчивается, комедийные взаимодействия становятся слабее, и мы смеемся реже.
Исследование Институтом Гэллапа частоты юмористических взаимодействий в 2013 году сообщает о ее резком спаде при взрослении. Каждый год мы смеемся чуть меньше, чем ранее. Этот процесс длится до тех пор, пока нам не стукнет 80, после чего мы начинаем смеяться немного больше (какое облегчение).
При взгляде на впечатляющие результаты может сложиться ложное представление, словно снижающаяся при взрослении ценность юмора — это единственная подвижная черта. Однако на самом деле комедийные способности связаны с целым набором предпочтений, которые продолжают меняться на протяжении всей жизни.
Многие ученые изучают динамику комедийных предпочтений и реакций на стиль юмора на разных этапах жизни человека. В одном из таких исследований, опубликованном в журнале «Современная психология», испытуемым предлагалась серия юмористических высказываний с целью оценки склонности к четырем типам шуток:
1. Самоподдерживающий юмор: комедия повседневных ситуаций, часто основанная на доброжелательных шутках в собственный адрес.
2. Компанейский юмор: юмор, направленный на укрепление социальных связей с помощью обмена шутками и забавными историями, которые также избегают негатива.
3. Самоуничижительный юмор: шутки в собственный адрес, призванные получить одобрение или избежать конфликта, которые могут подрывать самооценку.
4. Агрессивный юмор: комментарии, которые высмеивают или принижают окружающих, часто направленные на утверждение доминирования или демонстрацию враждебности.
В конце концов, оказалось, что с возрастом люди начинают больше ценить самоподдерживающий юмор и теряют интерес к остальным типам.
Аналогичное исследование из Германии показало, что с возрастом нас всё больше интересует такой подход к юмору, который направлен на разрешение несоответствия и комический эффект достигается за счет противоречащих друг другу элементов или обманутых ожиданий. Такая шутка включает в себя сетап, который настраивает на тот или иной исход, и панчлайн, придающий ситуации неожиданный поворот. Например: «Я только сегодня прилетела сюда, и, боже, как же устали мои руки!»
То есть становясь старше, люди чаще отдают предпочтение юмору, основанному на разрешении несоответствия, и испытывают гораздо меньше удовольствия от абсурда.
Возможно, этим объясняется моя новообретенная неприязнь к «Очень страшному кино 3». Ведь фильм можно было бы описать как «84 минуты полнейшего абсурда». Глупость ради глупости уже не так привлекательна для меня 30-летнего.
Социальные нормы также влияют на наши динамичные отношения с юмором. Разрыв между поколениями в том, что принято считать «уместным», во многом определяет наше восприятие комедии.
Чтобы лучше понять, как связаны культурные обычаи и юмор, исследователи из Акрона и Северо-Восточного Университета показали испытуемым ряд комедийных фильмов и роликов, чтобы те оценили их с точки зрения уместности и комичности. «Уместные» ролики сочли смешными все возрастные группы, тогда как так называемый «неуместный» материал гораздо меньше забавлял людей в зрелости.
С концептуальной точки зрения уместность — весьма относительное понятие. Особенно когда дело касается оценки юмора. Юмор, в отличие от вина, не всегда становится лучше с годами, так как меняются стандарты поколений. Этот факт создает (значительно) более напряженную среду в интернете.
Всякое чувство юмора — как индивидуальное, так и основанное на принадлежности к определенному поколению — это сложное и подвижное явление. С течением жизни мы смеемся несколько меньше, начинаем тяготеть к «уместному» юмору, который основан на несоответствии и призван поддерживать нас, и охладеваем к другим стилям. Но что заставляет меняться эту часть нашей личности и обусловливает этот сдвиг во вкусе? Развитие комедийных предпочтений — это следствие природы или воспитания?
Почему меняется наше чувство юмора?
Несколько месяцев назад я писал о том, как и когда формируется музыкальный вкус. Согласно результатам анализа Spotify по различным критериям, музыкальные открытия больше всего совершаются в 24 года и практически не наблюдаются после 30. Вероятно, что музыка детства останется с вами навсегда.
Начав изучать юмор, я ожидал некоторого соответствия в своих открытиях. Может ли быть так, что чувство юмора следует по той же траектории, достигая пика в раннем возрасте и спадая с этого момента? Если коротко, нет. Большинство исследований показывают, что мы начинаем терять вкус к комедии гораздо позже, примерно в 60. Любопытно, что мы не начинаем любить юмор меньше, просто становится сложнее его понять и обработать.
Ученые из Рурского университета и Университетского колледжа Лондона исследовали понимание юмора в пожилом возрасте. Они проанализировали способность испытуемых к завершению шутки, а также производимый ею эффект. Панчлайны, выбранные пожилыми людьми, были не столь удачны, как в случае с представителями других возрастных групп, и проигрывали в комичности.
В аналогичном исследовании ученые из Польши собрали данные об отношении к юмору, здоровье, образовании, занятости и возрасте среди 109 пожилых испытуемых, чтобы понять, чем обусловлено восприятие комедии на когнитивном уровне. Анализ показал, что когнитивное функционирование и высшее образование с наибольшей вероятностью указывают на склонность к юмору в позднем возрасте.
Ученые попытались определить биологические факторы, которые обуславливают наши комедийные способности. Согласно ряду исследований, восприятие юмора зависит от процессов, которые сосредоточены в правой лобной доле. В одном из таких исследований утверждается, что физическая и эмоциональная реакция людей с повреждениями в данной области мозга выражена слабее, а также что им сложнее закончить шутку.
При «нормальном» старении (без получения черепно-мозговых травм) снижение комедийных способностей связано, по всей видимости, с постепенными изменениями в правой лобной доле, что приводит к трудностям в воспроизведении юмора и получении удовольствия от него.
Выводы не воодушевляют: старость лишает нас радостей жизни, и смех — не исключение. Физиологические процессы, которые мы не можем контролировать, постепенно снижают количество юмора. Однако есть и хорошие новости. Часть исследований утверждает, что при целенаправленном обучении пожилые люди могут сохранить и развить чувство юмора. Мало кто станет специально ходить на курсы комедии, и это нормально. Возможно, и не придется этого делать, ведь регулярное общение с высокой вероятностью приведет к тому же эффекту. Мы вовсе не обречены на жизнь без юмора, черт бы побрал эту правую лобную долю.
Все хотят смеяться
В 14 лет я обожал фильм «SuperПерцы». Настолько, что посмотрел его трижды, пока он шел в кинотеатрах. Из-за дурацкого возрастного ценза я не мог смотреть этот фильм без сопровождения взрослого. Поэтому я упросил отца пойти со мной на второй просмотр.
Когда мы сели рядом и я приготовился к очередному взрыву смеха, я осознал ужасное… Мне придется сидеть рядом с отцом во время той самой сцены с нарисованными пенисами. Если вы не знали, в «SuperПерцах» есть трехминутная сцена, в которой во всех красках описывается одержимость одного из героев рисованием пенисов. Я, подросток, буду вынужден наблюдать, как эти фаллосы мелькают на экране, сидя рядом с важнейшим человеком в моей жизни. В этот момент у меня случилась небольшая паническая атака.
Будет ли отец в ярости от такого грубого монтажа? Станет ли он осуждать меня за любовь к этому фильму? Или мы просто сделаем вид, что не смотрели это вместе? Я допустил ужасный просчет.
Когда наконец пришло время той сцены, весь зал разразился хохотом. И громче всех смеялся мой отец. Я был в шоке: как это возможно? Я всегда считал, что есть взрослый юмор, а также юмор для детей, и что они не должны пересекаться. Еще более странным было то, что ранее я не видел, чтобы отец так сильно смеялся над кино.
После пары секунд замешательства я отбросил лишние мысли и начал хохотать. Оглядываясь назад, я понимаю, что недооценил умение отца находить те или иные вещи забавными, как и его стремление к этому. Почему-то мне всегда казалось, что взрослые не так любят смеяться, как дети. Я думал, что чтение газет, поедание французской ветчины, жалобы на цены бензина и газа, а также просмотр «Клана Сопрано» заменили взрослым потребность в юморе. Что ж, я ошибался. Все хотят смеяться. Даже взрослые.
Несколько месяцев назад в магазине безделушек на пляже я увидел подушку с надписью: «Смейся каждый день так, будто он последний». Я усмехнулся этому предмету интерьера и подумал: «Какая глупость». Мне не нужны уроки жизни от подушки — я выше этого. Подушки созданы для того, чтобы поддерживать спину, чтобы на них сидели, но не для того, чтобы учить мудрости.
И всё же, знакомясь с исследованиями юмора и его связи с биологией, я не мог не признать, что в этой подушке был толк. С каждым годом мы смеемся меньше, но наша тяга к комедии останется прежней. Наш мозг, культура и социальные нормы меняются, но мы всё еще люди — которые всё еще жаждут смеха (даже если это трехминутная склейка из рисунков пенисов).
Мы рождаемся, но отнюдь не заканчиваем жизнь маленькими лишенными юмора машинами по производству фекалий. Мы вольны прожить ее иначе, и, возможно, отчасти благодаря подушке.
По материалам Stat Significant
Автор: Дэниел Пэррис
Переводила: Валерия Зитева