Среднее время прочтения — 5 мин.

В 961 году на юге Норвегии в битве при Фитьяре сошлись король Хакон Добрый, приемный сын английского короля Этельстана, и его племянники, сыновья Эйрика Кровавая Секира. То была весьма бурная и неспокойная эпоха  как для самой Скандинавии, так и для множества земель, где бывали викинги. В своде скандинавских саг 13 века под названием «Круг Земной» рассказывается, как сыновья Эйрика годами безуспешно пытались захватить норвежский трон. И хотя в битве при Фитьяре победу вновь одержал Хакон, это было его последнее сражение. Вскоре он скончался от ран, полученных на поле боя.

Читает Тарасов Валентин
Подкаст на YouTube, Apple, Spotify и других сервисах

В поэме «Речи Хакона», которая была написана в память о погибшем короле, говорится, что судьбу правителя решали две валькирии ― Гёндуль и Скёгуль. Они присудили победу войску Хакона, но сам он должен был пасть в битве и затем отправиться к богу войны Одину в Вальгаллу. Иными словами, исход битвы, а также жизнь и смерть конкретного воина на поле боя зависели не от успешной военной тактики или личной доблести, но от решения высших сил, которые представали в женском обличье. И это у викингов ― суровых и бесстрашных воинов, какими,по крайней мере, их принято считать.

Юность Хакона Доброго прошла при дворе короля Этельстана в Англии, и впоследствии он стал одним из первых в Норвегии, кто принял христианство. Однако поэма о нем пронизана язычеством, и большинство его подданных все еще оставались преданы дохристианским верованиям. В скандинавской мифологии валькирии ― это девы-воительницы, которые решают, кто из воинов выживет, а кто падет в бою. Они увозят погибших в чертог Одина ― Вальгаллу, где те присоединяются к эйнхериям ― особым дружинникам, которые днями напролет развлекаются поединками, а ночами устраивают пиршества. Легко понять, почему такая загробная жизнь казалась привлекательной (по крайней мере, воинам). В ней никогда не мучает голод, а сражения приносят только удовольствие и ничего более.

Валькирии: у войны женское лицо 1
Max Bruckner (1836-1918), The Walhalla, backdrop for the scenic design of The Ring of the Nibelungs by Richard Wagner (1813-1883). Bayreuth, Richard-…

В «Младшей Эдде», которую написал в 13 веке исландец Снорри Стурлусон, утверждается, что в Вальгалле валькирии подносят мед павшим воинам. Однако в более древних источниках, которые лучше отражают исконные верования викингов, обычно подчеркиваются воинские атрибуты валькирий и их власть над жизнью и смертью. Скальды называют их девами и богинями меча или копья. Так в поэме из «Саги о Ньяле» земная битва предстает как отражение полотнища, которое валькирии ткут из человеческих кишок в другом мире на ткацком станке, сделанном из оружия. 

Валькирии наделены властью даровать победу одной из воюющих сторон, и это отражено в описании  битвы как «приговор Гёндуль». В этой метафоре столкновение двух армий уподобляется суду, где  обе стороны принимают участие в тяжбе, но лишь одна из них выигрывает по решению судьи, которым здесь предстает валькирия. Образ валькирии вызывает вопросы. По каким бы источникам мы ни изучали историю викингов: сагам и мифам,  изображениям на поминальных камнях или археологическим открытиям ― везде мы обнаружим, что военным делом у них занимались прежде всего мужчины. Так почему же викинги верили, что именно женщины решают исход битвы и выбирают тех, кто выживет, а кто погибнет?

Давайте рассмотрим ситуацию с точки зрения короля викингов. Ему нужно собрать много мужчин, готовых за него воевать и даже умереть. Этим воинам необходимо внушить мысль, что смерть на поле боя не ужасает, а вдохновляет. Король добивался этого с помощью раздачи даров и титулов, а также создания военной идеологии. За нее, в частности, отвечали придворные скальды, которые писали стихи, прославлявшие героев.

Поэма «Речи Хакона» вписывается в эту северную традицию, воспевая очарование войны и славу, которой покрывает себя воин. Скальд особенно выделяет доблесть короля и его умение владеть оружием, а также красочно живописует ход битвы ― лязг мечей, треск щитов и реки крови. И вот приговор вынесен, Гёндуль и Скёгуль скачут в Вальгаллу, чтобы оповестить ее обитателей о скором прибытии короля.  Власть валькирий над смертью играла большую роль в военной пропаганде, которая использовала их образы, чтобы убеждать людей жертвовать своими и чужими жизнями. В мифах о валькириях мы видим стремление возвыситься над прозаизмом войны ― показать, что боль и страдание, отрубленные конечности и увечья, груды мертвых тел стоили победы, и восславить принесенные ради нее жертвы. Смерть от копья или стрелы определяет судьба, удача или же решение посланной Одином небесной воительницы.

Хотя викинги обычно считаются бесстрашными воинами, присутствие в их мифологии валькирий указывает на то, что некоторые из этих воинов все же шли на войну со страхом. Многие иногда не видели свои семьи годами. Поэма «Речи Хакона» начинается с изображения двух валькирий, которые мчатся по полю боя в самом начале сражения, а затем фокус смещается на описание короля и его армии: воины ощетинились копьями, в небе развевается королевский штандарт. Однако после битвы в разговоре со Скёгуль смертельно раненый король спрашивает ее, истекая кровью, почему все разрешилось именно так. Сложно утверждать, намеревался ли скальд вложить в слова Хакона сомнение в том, что валькирии приняли правильное решение, злость на них или разочарование, но фраза «мы ль не достойны победы в битве» наводит на мысль, что король обижен на богов.

Валькирии: у войны женское лицо 2
«Валькирия», Ганс Макарт 1877 год

Это противоречие может объяснить, почему скальды иногда смягчают образ валькирии и делают его привлекательным. К примеру, в поэме «Речи Ворона» слушатель узнает о военных победах уже другого норвежского короля из разговора ворона и божественно прекрасной валькирии — она светловолоса и белокожа. Иные скальды представляют себе валькирию нежной возлюбленной, которая жаждет внимания своего воина даже после его смерти. В поэме о легендарном воине Хельги Убийце Хундинга, его невеста, валькирия Сигрун, не желает гибели своего возлюбленного и потому во время битв парит в небесах, чтобы уберечь его. Следовательно, валькирия воспринимает Одина не как военного лидера (что является традиционным вариантом), но как соперника в борьбе за верность и любовь Хельги. Хельги покорен валькирией, но после свадьбы Сигрун, похоже, теряет свои силы и прелесть. В конце концов, Хельги все же погибает в сражении, и Сигрун пытается убедить его остаться после смерти в кургане, чтобы они могли быть вместе. Однако даже в загробной жизни Хельги предстает воином и выбирает Одина и Вальгаллу вместо Сигрун.

История Хельги и Сигрун дает нам представление о том, какие внутренние противоречия раздирали воина: он должен был одновременно быть верным как своему правителю, так и своей семье. Таким образом, мифические валькирии указывают не только на культ войны у скандинавов, но и на самостоятельность и высокое положение женщин в их обществе. Хотя исторические и археологические данные свидетельствуют о том, что женщины и мужчины у викингов не обладали равными правами, в сагах и поэмах мужчины прислушиваются к советам своих жен. Некоторые женщины руководят мужчинами (мудро или худо): призывают взять в руки оружие или же усмиряют их порывы, чтобы те не натворили лишнего. Так или иначе, женщины не беспомощны. Их часто хоронили с почестями, и доказательством их значительного положения в обществе служат рунические камни, воздвигнутые в людных местах в память об умерших. Иногда за эти мемориалы платили как раз женщины. В жестоком мире викингов валькирий как популярного образа просто бы не существовало, если бы они не имели основы в той культуре, в которой появились. 

По материалам History Today
Автор: Йоханна Катрин Фридриксдоттир
Заглавное фото: «Валькирия и умирающий герой», Ганс Макарт, ок. 1877 года

Переводила: Елизавета Яковлева
Редактировал: Фёдор Каузов