Игрушки-сюрпризы и слизь — в центре онлайн-сферы, меняющей представление экспертов о развитии человечества.
Малыши жаждут власти, но не обладают ей, к их сожалению. Отсюда возникают детские истерики и абсурдные хотелки. (Нет, я хочу этот банан, а не тот, который выглядит точно так же, но который ты уже начала чистить, поэтому он мне больше не нужен.)
Дети просто хотят быть главными! Это желание многое проясняет в поведении маленьких человечков. Несколько детских психологов сказали, что в нем же ключ к пониманию популярности YouTube среди малышей и дошкольников.
Если в вашей жизни нет трехлетнего ребенка, вы скорее всего не знакомы с YouTube Kids — приложением, которое, по сути, является урезанной версией оригинального видеохостинга. Здесь контент специально отфильтрован под возраст аудитории. И поскольку оно разработано под мобильные устройства, дети в пару кликов получают доступ к бесчисленным видео, которые подобраны специально для них.
Видео, которые находятся в приложении, выводятся благодаря специальному алгоритму рекомендаций YouTube, который использует историю запросов, статистику просмотров и другие данные*. Правила поисковой выдачи YouTube — это своего рода воронка, через которую проходит каждое видео, и лишь немногие попадают на экран к пользователю.
Алгоритм формирования списка рекомендованных видео представляет собой сложную цепочку задач, просто из-за масштабов площадки. «Рекомендации YouTube ответственны за помощь более чем миллиарду пользователей, ищущих персонализированный контент из бесконечно растущего пласта видео», — написали о работе сервиса в статье 2016 года разработчики Google, которому принадлежит YouTube. Сервис включает в себя множество часов видеоконтента, загружаемого на сайт ежесекундно. По словам команды, создание стоящей системы рекомендаций является «чрезвычайно сложным испытанием», потому что алгоритм должен постоянно пробиваться через ошеломительное количество контента и мгновенно идентифицировать самые свежие и самые интересные для пользователя видео, при этом зная, как игнорировать шум.
Так мы снова попадаем в замкнутый круг: дошкольники смотрят видео на одну и ту же тематику снова и снова, видеомейкеры следят за популярными трендами, а затем делают похожий контент в надежде на то, что дети перейдут по ссылке. Когда они выбирают ролики для просмотра, алгоритмы YouTube запоминают это и рекомендуют им похожие видео. Малыши продолжают смотреть, а им продолжают предлагать подобное. Это означает, что авторы каналов будут и дальше создавать такой контент — в надежде, что это привлечет детей.
Так, по сути, работают все алгоритмы. Так создается информационная изоляция (ситуация, в которой человек из-за своего выбора новостных источников оказывается полностью изолирован от точки зрения другой стороны — прим. Newочём). Несколько строк компьютерного кода отслеживают, что вас сильнее всего вовлекает — какие видео вы смотрите чаще всего и дольше всего? — и затем предлагают все больше подобного контента. Просматриваемый определенным образом, сервис YouTube Kids составляет подборку, которая учитывает то, что дети хотят видеть. Дети и сами выбирают ее — ровно до той секунды, пока они не потеряют интерес и не пойдут смотреть что-нибудь другое. Другими словами, приложение YouTube Kids — это суммарное отражение детских желаний. В этом отношении он открывает особую дверь в мир детской психики.
Но что это нам дает?
«Еще до недавнего времени удивительно мало людей обращали внимание на этот аспект, — говорит Хизер Киркориан, доцент кафедры человеческого развития Школы экологии человека Висконсинского университета в Мэдисоне. — Примерно за последний год мы встретили несколько исследований, посвященных мобильным приложениям и сенсорным экранам. Они только-только начинают появляться».
Детские видео — один из самых популярных типов контента в истории YouTube. Например, этот ролик набрал 2,3 миллиарда просмотров, согласно YouTube-счетчику:
На YouTube Kids вы можете найти высококачественную анимацию, эпизоды мультсериалов (например, «Свинку Пеппу») и детское караоке. «Папа-пальчик» стал практически гимном YouTube Kids, и вы непременно наткнетесь на динамичные перепевки популярных детских песен от ChuChu TV.
Многие из наиболее популярных видео сделаны любителями. Существует куча роликов, в которых просто демонстрируются игрушки-сюрпризы. В них в действительности только это и происходит: взрослые рассказывают об игрушках, при этом часто вытаскивают их из пластиковых яиц, липкой оболочки или наборов пластилина Play-Doh, чтобы найти спрятанную фигурку.
Дети по ним сходят с ума.
Вот, например, видео с канала Toys Unlimited, которое набрало более 25 миллионов просмотров:
Если не брать в расчет странность этих роликов, легко понять, почему они нравятся детям. «Кто не любит получать сюрпризы? Это в какой-то степени, работает со всеми нами», — заявляет Сандра Калверт, директор Детского цифрового медиацентра Университета Джорджтауна. Вдобавок к веселым сюрпризам, многие видео по сути являются рекламой игрушек. (Этот ролик, где автор «одевает» дешевые фигурки диснеевских принцесс в блестящий пластилин Play-Doh, набрал 550 миллионов просмотров). Они дают малышам попасть в огромный мир пластиковых яиц и осознать свою силу. Они выбирают, что им смотреть. А дети любят чувствовать себя ответственными за что-то, даже с такой поверхностной точки зрения.
«Это похоже на быстрое переключение каналов. Во многих смыслах YouTube Kids больше подходит для привлечения внимания ребенка, просто из-за хронометража роликов, чем какая-нибудь полу- или часовая передача»,— говорит Майкл Рич, профессор педиатрии Гарвардской медицинской школы и директор Центра изучения влияния медиа на детское здоровье.
Рич и другие специалисты сравнивают приложение с его предшественниками, например, «Улицей Сезам», состоявшей из коротких скетчей в рамках большой передачи, что частично было направлено на удержание внимания юных зрителей. Годами исследователи наблюдали за влиянием телевидения на детей. Теперь объектом изучения стали мобильные приложения — сколько времени дети проводят в них, какие именно приложения они используют и так далее.
Нет ничего удивительного в появлении интереса ученых. Сегодня, в эру мобильного интернета, у молодежи, которая в свое время буквально висела на телевизионном кабеле, уже есть собственные дети, что делает приложения вроде YouTube Kids их естественным выбором. Вместо 28-минутного эпизода Mr. Rogers’s Neighborhood малышу или дошкольнику можно предложить 28 минут игры в Daniel Tiger’s Neighborhood на смартфоне. Daniel Tiger’s Neighborhood — это еще и мультсериал, спин-офф к «Mr. Rogers’s, рассчитанный на зрителей от 2 до 4 лет.
Но, по мнению исследователей, малыши и дошколята представляют собой достаточно обособленные друг от друга группы. По словам Киркориан, ребенку 2-х и ребенку 4-х лет может нравиться Daniel Tiger или похожие ролики на YouTube Kids, но информация, которую они из них вынесут, будет значительно отличаться. Дети младше 3-х лет испытывают трудности с адаптацией информации на экране к реальным ситуациям жизни. Многие исследования пришли к подобным выводам, за редким исключением. Недавно ученые обнаружили, что если передача содержит интерактив — например, разговор с бабушкой по FaceTime — дети младше 3-х лет способны тесно связывать происходящее на экране и вне его.
Лаборатория Киркориан разработала серию экспериментов, чтобы понять, как именно интерактив помогает ребенку обрабатывать информацию. Совместно с коллегами она выявила поразительную разницу между тем, чему учились дети — даже младше 2-х лет — когда они могли взаимодействовать с приложением и когда они просто смотрели телевизор. Другие исследователи также пришли к выводу, что включение интерактивного элемента помогает детям дольше удерживать полученную информацию. Ученые из разных исследовательских институтов по-разному определяют «интерактивность», но в одном эксперименте в качестве интерактива было действие столь простое, как нажать «пробел» на клавиатуре.
«Итак, кажется, что здесь дело в самом акте выбора, в каком-то факторе, который имеет значение для маленьких детей, — говорит Киркориан. — Главный вопрос заключается в том, почему он имеет значение».
Одной из догадок гласит, что дети главным образом любят смотреть одно и то же снова и снова и снова, пока они не поймут это окончательно. Когда я была маленькой, я смотрела мультфильм «Дамбо» так много раз, что могла пересказать его целиком за время долгого путешествия. По-видимому, это не что-то из ряда вон — по крайней мере, не в эпоху видеомагнитофонов и впоследствии их заменивших передач и приложений. «Если у детей есть возможность выбирать, что смотреть, тогда они скорее будут действовать в соответствии с целями своего обучения, — считает Киркориан. — Мы знаем, что процесс обучения обычно поощряется, так что они скорее будут выбирать информацию или видео из этой категории».
«Дети любят смотреть одно и то же по кругу, — подтверждает Калверт из Джорджтаунского университета. — В некотором смысле это происходит из-за трудностей с пониманием, так что они будут ставить видео на повтор, чтобы понять историю до конца. Дети часто не понимают мотивов людей, а мотив — это основной двигатель истории. Они не осознают причинно-следственных связей».
Маленькие дети просто предрасположены к чрезмерному увлечению чем-то простым. (Слоны! Поезда! Луна! Мороженое!) К 18-месячному возрасту многие малыши развивают «чрезвычайно интенсивные интересы», говорит Джорджин Тросет, доцент психологии Университета Вандербильта. В некоторой степени поэтому дети, использующие такие приложения, как YouTube Kids, часто выбирают видео, которые изображают знакомые понятия — те, что содержит персонаж мультфильма или тему, к которой они уже привязаны. Однако это представляет собой неизученную проблему. Если дети нажимают миниатюру видео просто потому, что они узнают его, трудно сказать, насколько они учатся или насколько отличается среда приложения от других форм игры.
Даже помешательство на игрушках-сюрпризах уже не новость, по словам Рейчел Барр, педагога-психолога из Джорджтаунского университета: «Эти игрушки относительно быстро меняются и в них есть то, что действительно нравится маленьким детям: вещи, которые открываются и разворачиваются. Я не проверяла эту версию, но маловероятно, что дети учатся по таким видео, поскольку они не построены четко».
«Интерактивность — это не всегда хорошо», — добавила она.
Исследователи спорят, насколько ценным образовательным инструментом является YouTube Kids. Очевидно, это зависит от видео и участия того, кто следит за ребенком, чтобы помочь контекстуализировать происходящее на экране. Но вопросы о том, как работает программа поиска, также играют определенную роль. Например, неясно, в какой степени учитывает You Tube историю просмотров в рекомендациях. Если малыш запоем смотрит ролики, которые имеют более низкое качество с точки зрения возможности обучения, то попал ли он в информационную изоляцию, где будет видеть только похожие низкокачественные подборки?
Не существует человека, который бы выбирал лучшие видео для детей. Пресс-секретарь YouTube сообщила мне, что единственное человеческое влияние со стороны YouTube — это отслеживание неприемлемого контента в приложении. Однако контроль качества все еще остается проблемой. YouTube Kids в прошлом году показал видео, в котором персонажи напоминающие Микки Мауса стреляли друг в друга, сообщает Today.
«Доступный контент не отбирается, а скорее фильтруется в приложение через алгоритм, — отметила Нина Найт, пресс-секретарь YouTubе. —В отличие от телевизора, где контент выбирается для вас в определенное время, приложение YouTube Kids предоставляет каждому ребенку и семье больше того типа контента, который им нравится, и в любое время, когда он этого хочет, что невероятно уникально».
В то же время создатели видеороликов YouTube Kids проводят бесчисленные часы, пытаясь сделать так, чтобы их видео просматривались как можно чаще: больше просмотров — больше рекламных долларов для компании. Вот видео от Toys AndMe («Игрушки и я»), которое было просмотрено более 125 миллионов раз с момента публикации в сентябре 2016 года:
«Нужно делать то, что хочет алгоритм, — говорит Натали Кларк, соавтор аналогично популярного канала Toys Unlimited и бывшая медсестра реанимационного отделения, которая бросила свою работу, чтобы снимать видео, — нельзя перепрыгивать с одной темы на другую».
Она подразумевает, что если программа поиска YouTube установила, что определенный канал является источником видео о слизи, цветах, фигурах или о чем-то еще, и если канал вдруг выпустил популярное видео на одну из этих тем, любое отклонение от выбранной тематики создатели осуществляют на свой страх и риск. «Серьезно, YouTube выбирает для вас,— говорит она. — Сейчас в тренде „Щенячий Патруль“, поэтому мы делаем много видео на эту тему».
Существуют и другие ключевые стратегии для создания вирусного ролика на YouTube Kids. «Следите за ними, и вы начнете понимать, что хотят видеть дети. Хотела бы я рассказать вам больше, — добавляет Натали, — но я не хочу конкуренции. И, честно говоря, никто до конца не понимает, как все это работает».
Другая вещь, которую люди еще не понимают — это то, как взросление в эпоху мобильного интернета изменит представление детей о повествовании. «Существует много литературы, в которой упоминается, что у детей, которые читают больше книг, богаче воображение, — говорит Калверт из Детского цифрового медиацентра, — но в век интерактивности люди не только потребляют то, что делает кто-то другой, а еще и создают нечто свое».
Иначе говоря, самое молодое поколение пользователей приложений развивает новые требования относительно структуры повествования и информационной среды. Помимо острых ощущений, которые дошкольник получает от нажатия на экран или очередного просмотра The Bing Bong Song, долгосрочные последствия для малышей, вечно таскающих с собой смартфон, спутываются с другими сложностями жизни в мире электронных сетей, где все предоставляется по требованию.
*Пресс–секретарь отметила, что в отличие от основного веб-сайта, YouTube Kids не использует географическое положение, пол или возраст отдельного ребенка. Однако YouTube Kids запрашивает возрастную группу пользователя. Пресс-секретарь YouTube процитировала «Положение о защите конфиденциальности в Интернете для детей», требование Федеральной торговой комиссии для операторов веб-сайтов, предназначенных для детей младше 13 лет, но отказалось отвечать на повторяющиеся вопросы о том, почему программа поиска YouTube Kids использовала алгоритмы, отличные от механик поисковой выдачи на исходном ресурсе.
Автор: Адриенна Лафранс.
Оригинал: The Atlantic.
Перевели: Алёна Мосягина, Маргарита Баранова, Денис Руль.
Редактировали: Анастасия Железнякова, Кирилл Казаков.