Среднее время прочтения — 4 мин.

У нас на Патреоне и Бусти еженедельно выходят эксклюзивные выпуски подкасты на основе коротких статей. Сегодня делимся с вами одним из них.

Читает Глеб Рандалайен
Подкаст на YouTube, Apple, Spotify и других сервисах

Каждый вечер перед сном Ваян Гама совершает простой ритуал, чтобы защитить родных от ночных гостей из иного мира. Завершив обход ухоженной территории вокруг дома, он запирает металлические ворота — единственный вход за каменные стены своего владения. Гама живет в Келики — затерянной в джунглях деревне на индонезийском острове Бали, — и боится не преступников. Он стремится отвадить нечто менее осязаемое, но столь же вредоносное.

Островок индуизма в самой густонаселенной из мусульманских стран, Бали, согласно поверьям, кишит духами, которые пробираются в жилища и навлекают беду на их обитателей. Единственный способ защититься — построить дом по заветам предков.

Самый знаменитый злой дух Бали — Рангда, королева ведьм. Она ведет вечную битву с Баронгом, добрым духом, которому посвящен знаменитый «танец Баронга» (красочный танец с элементами театрального представления, в нем используется кукла в виде льва; лев — одно из воплощений Баронга, которого балийцы называют также Защитником деревень — прим. Newочём). Некоторые жители Бали боятся самих персонажей местного фольклора, однако Гаму больше тревожит их невидимое опасное воздействие. Чтобы защититься от негативной энергии, в ход идет всё: размер, расположение, планировка и ориентация зданий, святилища, подношения и изображения, а также особые стены и ворота, которые их окружают.

[картинка 1]
Гармония и защита от демонов — традиционная архитектура на Бали 1
Художник Ваян Гама в своем доме, спроектированном в традиционном стиле. Фото: Ронан О’Коннелл

Дом Гамы построен согласно принципам балийской архитектуры, один из которых называется «аста косала косали». Он связан с фэн-шуем — китайской системой организации внутреннего и внешнего пространства для создания гармонии между человеком и его окружением. По словам Гамы, все дома в Келики построены по системе «аста косала косали», которая уделяет большое внимание разделению пространства и диктует, как следует использовать каждое строение в комплексе.

Многие балийцы верят, что люди и окружающее их пространство — это часть вселенского разума, поэтому баланс в архитектуре поддерживает общий баланс добрых и злых сил. «Не тревожь других, — говорит Гама, — и они не потревожат тебя».

Кадек Мерта Виджая, читающий лекции на архитектурном факультете Университета Вармадева в Индонезии, рассказывает, что многочисленные барьеры вокруг домов также призваны оградить обитателей от негативной энергии и являются одной из отличительных черт балийской архитектуры. Они должны преградить путь духам, которые по местным поверьям населяют джунгли, реки, кладбища и перекрестки острова. Общее название для таких барьеров — «пелингги пенангган корал». «Хотя это и древняя традиция, она остается популярной на Бали по сей день», — говорит Виджая.

Гармония и защита от демонов — традиционная архитектура на Бали 2
Узкие ворота, больше похожие на крепостные, защищают дома и храмы от злых духов. Город Денпасар, Бали. Фото: Ронан О’Коннелл

Цель первого защитного барьера — запутать духов, второго — умиротворить, а третьего — преградить им путь. Подходя в балийскому дому, демон упрется в каменные или кирпичные стены по всему периметру территории. Они примерно два метра в высоту и называются «тембок пеньенгкер». Глядя на них, дух подумает, что перед ним крепость, и сдастся. А если особо въедливый демон и найдет единственный узкий проход внутрь, именуемый «ангкал-ангкал», то там его будет ждать подношение.

Миски под названием «кананг сари» делают из кокосовых листьев. В них кладут свежие лепестки цветов и оставляют рядом с индуистским святилищем. Если такой дар демона не удовлетворит, и он решит прорываться к жилищу, то для этого ему придется взобраться по лесенке и пройти через «ангкал-ангкал». Затем, рассказывает Виджая, он наткнется на последнее препятствие — «алинг-алинг». Это отдельно стоящий фрагмент стены, расположенный в паре метров от второго барьера.

Балийские духи обычно передвигаются по прямым траекториям, так что «алинг-алинг» им не по зубам. Эти барьеры с резьбой на индуистские мотивы часто можно увидеть в балийских отелях, ресторанах и храмах. Почти все, кто бывал на Бали, проходили мимо них в тот или иной момент, даже не осознавая, насколько «алинг-алинг» важны. 

Гармония и защита от демонов — традиционная архитектура на Бали 3
Вторая линия защиты — «кананг сари». Это подношение, которое ставят перед воротами, чтобы умиротворить духов. Фото: Ронан О’Коннелл

Большинство также не увидит связи между духами и ориентацией прибрежных зданий на Бали. Остров окольцован гостиничными комплексами, отелями и виллами, расположенными так, чтобы отовсюду открывался вид на океан. Однако наблюдательные путешественники заметят, что большинство домов местных жителей не выходят окнами на эти живописные пейзажи.

В балийском фольклоре демоны населяют подземный мир или «келод», который находится в направлении моря. Поэтому жители острова строят свои дома лицом к «кайя» — вулканам острова, которые населяют их предки. Духов умиротворяют по-разному: ритуальными подношениями или костюмированными танцами — например, танцем Баронга или Калонаранг.

Гармония и защита от демонов — традиционная архитектура на Бали 4
Балийские деревни строятся в соответствии с концепцией «аста косала косали», чтобы поддерживать баланс в отношениях людей с природой. Фото: Путу Артана / Alamy

Баланс между добрыми и злыми духами на Бали — это нечто большее, чем просто дихотомия добра и зла, как отмечает Кайя Макгоуэн, преподающая историю искусства в Корнуэлльском университете. «В центре лежит философская концепция, согласно которой вселенная и всё, что в ней находится, образовано из одной силы, — рассказывает Макгоуэн, много лет изучающая балийскую историю и культуру. — Жизненная сила, «шакти», принимает множество форм: от людей до вулканов и невидимых духов. Поскольку все существа, по сути, созданы из одной и той же субстанции, ни одно из них не может быть однозначно хорошим или плохим, и моральные суждения относятся к обстоятельствам поступков».

Поэтому те, кого считают демонами, не обязательно отличаются злобным нравом, а боги порой вовсе не благожелательны. По словам Макгоуэн, балийцы не столько боятся демонов, сколько уважают угрозу, которую они представляют. В особенности местные опасаются выходить из дома ночью или приближаться, допустим, к перекресткам и кладбищам. «Эти места называются «тенгет», они наделены особой силой, — продолжает Макгоуэн. — Там в небольших святилищах часто можно увидеть подношения».

Если тень, затаившаяся в таком месте, последует за балийцем домой, то барьеры вокруг жилища преградят ей путь, но не как стены, а будут, скорее, сродни лабиринту, который уведет духа от человека. За пределами храма нет более надежного места, чем традиционный балийский дом.

По материалам Atlas Obscura
Автор: Ронан О’Коннелл

Переводила: Елизавета Яковлева
Редактировал: Сергей Разумов