Среднее время прочтения — 9 мин.
Читает Александр Тарасов
Подкаст на YouTube, Apple, Spotify и других сервисах

У гипотезы мужчины-воина две составляющих:

  • внутри группы одного пола и возраста конфликт между ее членами равно характерен для лиц обоих полов, хотя физический конфликт более распространен среди мужчин;
  • мужчины с большей вероятностью снизят напряженность внутри своей группы, соревнуясь с другой группой.

Основная идея сводится к тому, что в мужской группе агрессия и враждебность по отношению к представителям другой группы в среднем выражены на одном уровне с женской группой или даже в большей степени. Когда одна мужская группа соперничает с другой, уровень взаимопомощи в ней увеличивается, в то время как в женской остается прежним. 

Психология человека сформировалась под воздействием соперничества одних групп с другими за ресурсы и за партнеров для размножения. Именно поэтому нам присуще четкое различие на «мы» и «они». Математическое моделирование эволюции человека предполагает, что следствием соперничества стало развитие взаимопомощи. 

Люди, которые не желали поддерживать свою группу в противостоянии чужакам,  не выживали. Мы потомки командных игроков — тех, кто играл по правилам.

Раньше считалось само собой разумеющимся, что мужчины более агрессивны по отношению друг к другу, чем женщины. Исследователи приходили к такому выводу, потому что часто использовали данные по избыточной агрессии. К примеру, ученые наблюдали за детьми на игровой площадке, записывали число физических взаимодействий, которые между ними происходили, и сравнивали данные по полу ребенка.

Неудивительно, что мальчики толкали друг друга и устраивали драки чаще девочек.

Однако когда исследователи расширили понятие агрессии, включив туда словесное насилие и непрямую агрессию (распространение слухов, остракизм и резкое прекращение дружбы), то обнаружили, что девочки набирают больше баллов по этим параметрам, а в случае словесного насилия различия по полу вообще отсутствуют.

Среди самых распространенных причин проявления агрессии, которые называют опрошенные  опасность ухудшения положения в обществе и угроза репутации.

Межгрупповые конфликты сопровождают всю историю человечества. Антропологические и археологические свидетельства указывают на то, что конфликт, соперничество, антагонизм и агрессия происходили как внутри одной группы, так и между группами. Однако насилие достигает своего пика при межгрупповом конфликте.

Среди 31 общества охотников-собирателей, изученных в рамках кросскультурного исследования, 64% вступают в военный конфликт каждые два года. Основные участники таких конфликтов — мужчины. В различных обществах мужчины составляют 90% убийц и примерно 80% жертв. 

Эволюция коалиционной агрессии привела к развитию у мужчин и женщин разных психологических механизмов.

Как и в случае прямой и непрямой агрессии, проще расследовать убийства и находить виновного, если убийца мужского пола. Когда мужчина забивает другого до смерти, то всем понятно, что произошло. Убийства, совершенные женщинами, могут быть менее очевидными, в таких делах меньше улик.

Вот пример.

Есть отличная книга под названием «Яноама: история Хелены Валеро». Это биография испанки, которую девочкой похитили кохорошиветари, аборигены лесов Амазонии. Валеро рассказывает о частых конфликтах между разными амазонскими племенами. Проведя среди них десятки лет, девушка смогла сбежать и поделилась своей историей с итальянским биологом, который в 1965 году опубликовал книгу с ее воспоминаниями.

Хелена Валеро описывает, как попадает в новое племя. Некоторые девушки относятся к ней с подозрением. Одна из них дает ей сверток из листьев, внутри которого находится что-то плохо пахнущее. Девушка говорит Валеро, что это угощение, и если Валеро не нравится, то она может отдать его кому-то другому. Валеро считает, что у свертка отвратительный запах и откладывает угощение в сторону. Позже сверток находит маленький ребенок, откусывает кусочек и смертельно заболевает. Ребенок всем рассказывает, что нашел сверток у Валеро. Племя обвиняет девушку в том, что она пыталась отравить ребенка, и прогоняет ее. Хелена убегает в лес, ей в спину летят стрелы.

Девушка, которая дала Валеро отравленный сверток из листьев, придумала беспроигрышную стратегию, чтобы избавиться от соперницы: 

  • Валеро съедает сверток и умирает;
  • или же Валеро отдает сверток другому человеку, он умирает, ее обвиняют в его смерти, племя подвергает девушку остракизму или убивает.

Это непрямая агрессия высокого уровня. Мало кто из мужчин стал бы всё так продумывать (не считая суперзлодеев в кино). Большинство, повстречав чужака, которого восприняли как возможного соперника, бросили бы ему физический вызов. Или убили бы во сне, и на этом всё.

Суть в том, что, если бы Валеро умерла, то виновной в ее гибели оказалась бы девушка, давшая ей сверток. Но никто об этом бы не узнал. Если бы мужчина, разъяренный смертью маленького ребенка, убил Валеро, то его бы признали убийцей. Или, если бы Валеро при бегстве попала в когти ягуару, то ее смерть не сочли бы убийством.

Любопытно, что книга намекает, будто мужчины племени считали Валеро привлекательной. Можно предположить, что девушка, которая пыталась отравить Валеро, тоже была достаточно миловидной (она ведь воспринимала Валеро соперницей). Исследования показывают, что среди девочек-подростков бóльшая степень привлекательности коррелируется с частым использованием агрессивных тактик (как прямых, так и непрямых) по отношению к соперницам.

Гипотеза мужчин-воинов утверждает, что мужчины научились действовать сообща и координировать свои действия для того, чтобы совместно противостоять другой группе. Причина этому лежала в древних условиях жизни, при которых одни группы мужчин соревновались с другими за ресурсы и женщин. Результаты исследований подтверждают эту гипотезу. Во главе межгрупповых конфликтов в основном стоят мужчины. Они же основные жертвы таких конфликтов. Мужчины часто подозрительны, агрессивны и беспощадны к мужчинам из другой группы.

Женщины испытывают к незнакомым мужчинам такие же чувства, хотя и в меньшей степени. Они проявляют их, демонстрируя страх или избегание, а не вступая в открытую конфронтацию из-за риска изнасилования. 

Такое же поведение прослеживается и у шимпанзе. В книге «Наша внутренняя обезьяна» приматолог Франс де Валль пишет:

«Шимпанзе в неволе ксенофобны в той же степени, что и шимпанзе в дикой природе. Если в зоопарке уже сформировалась группа обезьян, то в нее практически невозможно включить новых самок, а новых самцов можно добавить только после того, как уберут прежних. Иначе будет кровавая баня».

Внутригрупповая агрессия отличается от межгрупповой. Внутригрупповой конфликт обычно локализован и ритуализирован, в то время как межгрупповая жестокость открыта, не имеет причин и может закончиться смертельным исходом.

Психопат — это человек, который относится к членам своей группы так же, как обычные люди относятся к членам другой группы.

Обычно мужчины чаще женщин создают более крепкие связи с членами своей группы. И, в отличие от женщин, они более жестоки по отношению к членам другой группы одного с ними пола.

Хотя мужчины более иерархичны, они лучше ладят друг с другом, нежели женщины, которые часто предпочитают эгалитарные отношения. Одна из возможных причин этому в том, что мужчины часто получают романтический бонус, если дружат с кем-то, кто занимает высокую позицию в обществе, а в случае с женщинами это происходит не так часто. Даже если мужчина просто входит в окружение рок-звезды, то он уже будет выглядеть более привлекательным в глазах женщин.

Для подтверждения этой идеи было проведено исследование, которое выявило, что молодые мужчины намного больше, чем молодые женщины, хотят дружить с теми, кто умен, хорошо сложен, нестандартно мыслит, у кого хорошие связи и финансовые перспективы, хорошее чувство юмора.

Более того, приматолог Франс де Вааль предположил, что женщины поддерживают мир, в то время как мужчины его создают.  Внутри своих групп женщины сглаживают острые углы и в целом с неприязнью относятся к насилию. А мужчины искусно разжигают конфликты с представителями своей группы и затем так же успешно их решают.

Похожее поведение можно наблюдать и у шимпанзе. Самки устраивают драки гораздо реже самцов, так как усердно стараются поддерживать хорошие отношения со своими «близкими». Но если конфликт между женскими особями все-таки случается, они редко мирятся. Де Вааль делится сведениями, согласно которым самцы остаются в хороших отношениях примерно после половины ссор, в то время как самки — только в 20% случаев. 

Де Вааль описывает, как самки шимпанзе притворно пытаются помириться, чтобы навредить еще больше:

«Задумка здесь в том, чтобы обманом завести противника в ловушку. Пейст, грузная взрослая самка, преследует и почти догоняет молодую соперницу… десять минут спустя Пейст делает дружелюбный жест, протягивая открытую ладонь. Молодая самка сначала сомневается, затем приближается к Пейст, показывая недоверие: часто останавливается, озирается на других, нервно улыбается. Пейст не сдается и, когда соперница подходит ближе, начинает тихо пыхтеть. Такое пыхтение — знак дружелюбия… И тут вдруг Пейст делает рывок, хватает молодую самку и с остервенением ее кусает, пока той не удается высвободиться. Примирение у самцов может быть грубым, иногда даже безуспешным (выливается в новую драку), но они никогда не используют уловки».

Этот пример напоминает случай с Валеро, от которой другая девушка избавилась с помощью «подарка».

Де Вааль также рассказывает о тренере по плаванию, который перешел от работы с женщинами к работе с мужчинами. По словам тренера, если две девушки поссорились в начале сезона, шанс, что они помирятся до конца года, невелик. Юноши, наоборот, постоянно принижали друг друга, но в конце дня всё равно вместе пили пиво, а через неделю уже забывали о конфликте.

Внесем ясность, что понятия внутренней и внешней группы не связаны с национальностью, расой или чем-то похожим. На самом деле психология групп развивалась в такой среде, где каждый индивид принадлежал одной и той же группе предков. Кочевые охотники-собиратели, в основном передвигавшиеся пешком, никогда бы не встретили представителя другой расы, неважно, в своем собственном племени или конкурирующем. В своей биографии Хелена Валеро описывала кохорошиветари, намоетери, шаматари и другие племена, которые постоянно воевали друг с другом, несмотря на одинаковую внешность и происхождение (они раскрашивали свои тела, укладывали волосы, наносили себе шрамы и делали пирсинг, чтобы отличаться друг от друга). Вдобавок, кровавая история есть как у европейских, так и у азиатских стран, когда сражения происходили между внешне похожими людьми. Любые коалиционные знаки могут усилить или ослабить нашу групповую психологию. Сегодня большинство американцев, скорее всего, будут недоброжелательны к кому-то из другой политической партии, чем к однопартийцу иной этнической принадлежности . 

Согласно гипотезе мужчин-воинов, кажется, что коалиционная психология ярче выражена среди мужчин. По крайней мере, если судить по легко заметным и поддающимся проверке критериям.

Помимо сообществ охотников-собирателей, гипотеза мужчин-воинов находит отражение и в современных контекстах. В недавнем исследовании спорта в колледжах и старших классах атлеты мужского пола чаще сообщали об открытой агрессии (вербальной и физической; обзывательства, драки и т.д.) от одного из товарищей по команде. 

Девушки, наоборот, больше рассказывали об опыте косвенной агрессии (например, социальная исключенность; «не передавала мне мяч в ходе игры», «команда ходила в ресторан, не позвав меня» и прочее). Неудивительно, что юноши чаще говорили о физической агрессии, а девушки — о вербальной.

Главным открытием этих исследований стало то, что в отличие от спортсменов–мужчин, женщины с большей вероятностью сталкивались с любым видом агрессии от членов своей команды во время игры.

Иначе говоря, в ходе соревнования с другой группой мужчины (которые не меньше женщин проявляли и прямую, и косвенную агрессию) вдруг сплачивались. Они перенаправляли агрессию со своей команды на противника. 

Как выделили исследователи:

«Такой результат согласуется с основным выводом из гипотезы мужчин-воинов, а именно, что мужчины лучше справляются с конкуренцией внутри своей группы, когда они соревнуются с внешней группой… Вероятно, у мужчин получается отложить соперничество со своими товарищами и личные разногласия перед лицом общего врага — внешней группы». 

Существует старая арабская бедуинская пословица: «Я против брата; мой брат и я против кузена; мой брат, кузен и я против незнакомца».

Если переложить на гипотезу мужчин-воинов, получится что-то вроде: «Я против членов моей группы, я и члены моей группы против внешней группы».

До тех пор, пока у людей (особенно мужчин) есть общая цель, они успешно подавляют враждебность по отношению друг к другу. Но как только эта цель исчезает, на поверхность часто возвращается напряженность.

В некоторых случаях напряженные отношения — это неосознанная проверка связи. Для мужчины важно знать, на каком месте он и его товарищи, так как от этого зависят их шансы одержать верх над другими группами. 

Профессор Чикагского университета Дарио Местрипьери в своей книге «Игры, в которые играют приматы» (Games Primates Play) описывает занимательный ритуал молодых обезьян. Обезьяна подходит к своему любимому социальному партнеру, засовывает палец ему в нос и ждет реакции. Если у них хорошие отношения, ничего не произойдет. Так проверяют прочность социальной связи, чтобы образовать союз против других обезьян. 

Так и мальчики часто общаются друг с другом, используя обидные прозвища. Этот ритуал испытывает силу их дружбы. Если легкомысленные словесные колкости не портят отношения, значит, связь крепка. Женщины и девочки, наоборот, редко оскорбляют подруг и часто стараются активно их хвалить, чтобы не показаться враждебными. Мужчины становятся друзьями, оскорбляя без цели обидеть, а женщины — раздавая неискренние комплименты. С этим связано и исследование 2018 года, согласно которому женщины предпочитают спрашивать совет о внешности у друзей-геев, потому что верят, что подруги могут нарочно дать плохой совет, чтобы не создавать себе конкуренцию. 

По сравнению с женщинами, мужчины более открыто соперничают друг с другом за позицию внутри своей группы, но подавляют это при конфликте с внешней группой. В то же время конкуренция женщин кажется более скрытной и не пропадает в случае соперничества с другой группой женщин. Групповое соревнование само по себе, по-видимому, является относительно новым явлением среди женщин по сравнению с мужчинами. Это может быть связано с тем, что предки–мужчины конкурировали со своими соратниками за внимание женщин в своем сообществе. А затем объединялись для борьбы с вражеским племенем. Обычно защищали территорию, ресурсы и женщин от чужих мужчин либо захватывали чужие территорию, ресурсы и женщин. Новатор в области эволюционной психологии Джон Туби утверждает:

«Утверждение, что “культура” объясняет человеческие различия, будет воспринято всерьез, когда появятся сообщения о том, что женские военные отряды совершают набеги на деревни, чтобы захватить мужчин в качестве мужей».

Я бы не был так категоричен (культура может объяснить много человеческих различий, но не так много, как эволюция). Однако здесь хорошо выражена мысль, что среди наших предков женщины не собирались в группы для поисков репродуктивных партнеров. В своей биографии Валеро описывает много ситуаций, когда мужчины дрались за своих женщин или нападали на другие группы и забирали их женщин. Хотя она рассказывает о выражении ревности или гнева у женщин, нет таких примеров, где бы они объединились для победы над другой группой. Это не значит, что женщины на такое не способны. Очень даже способны.

Просто есть что-то любопытное в психологии мужчин, что делает их сверх (ярко) противопоставляющими себя соратникам и сверхвражебными к чужим. Об этой особенности и связанных с ней чертах и говорит гипотеза мужчин-воинов.

Цитата Франса де Вааля, резюмирующая отношение мужчин и женщин к однополым конфликтам внутри своей группы:

«Если бы конфликт был плохой погодой, то женщины предпочли бы ее переждать, а мужчины купили бы зонт».

По материалам Rob Henderson’s Newsletter
Автор: Роб Хендерсон

Переводили: Елизавета Яковлева, Екатерина Лобзева 
Редактировала: Юлия Мухтасимова